6 живописных кладбищ затонувших кораблей

0 13

Дно мирового океана буквально усыпано затонувшими кораблями. По данным ООН, их около 3 млн. Это и античные галеры, полные амфор, и суда первых купцов-мореплавателей, набитые иноземными товарами, и пиратские корабли с награбленными сокровищами, и испанские галеоны, перевозившие золото из Нового в Старый Свет, и суда исследователей и первооткрывателей, и множество военных кораблей. Они затонули в разное время при разных обстоятельствах.

Мы расскажем о самых больших кладбищах кораблей, которые имеют славу «пожирателей судов»: они как будто специально заманивают и губят проплывающие суда вместе с их пассажирами и грузом.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

1. Мыс Хаттерас, США

Содержание статьи:

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Самым опасным местом для кораблей у берегов США считается мыс Хаттерас в Северной Каролине. Здесь сталкиваются холодное Лабрадорское течение и теплый Гольфстрим. Штормовые ветры, сильные переменчивые течения и трудности навигации привели к большому количеству кораблекрушений и бесчисленным человеческим жертвам в окрестностях мыса — в частности, на отмелях Даймонд.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Более 1000 кораблей нашли здесь последний приют с 1526 года. Кладбищем Атлантики этот район окрестил первый министр финансов США Александр Гамильтон, он же настоял на строительстве на мысе маяка, который был возведен в 1803 году и до сих пор помогает мореходам избежать опасности.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Самое знаменитое судно, затонувшее здесь, — первый броненосец ВМС США «Монитор», погибший в 1862 году. Место кораблекрушения считается национальным историческим памятником.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

2. Блуждающий остров Сейбл, Канада

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Sable в переводе с английского означает «траурный», «мрачный». Именно такая характеристика подходит для этого небольшого островка в форме полумесяца. Около него было зарегистрировано порядка 350 кораблекрушений. Как подсчитал смотритель маяка Дэвид Джонсон, здесь гибло в среднем по три судна каждые два года. Наблюдения велись с 1800 года, но слава пожирателя пришла к Сейблу раньше.

«Остров имеет в окружности около 40 миль, море здесь бурно и мелководно, гаваней нет, остров получил дурную славу как место постоянных кораблекрушений», — писал о Сейбле географ Иоханн Ласт в 1633 году.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Так же как мыс Хаттерас, канадский остров называют кладбищем Атлантики, но у него есть существенное отличие: он умеет буквально пожирать корабли, обволакивая их зыбучими песками. Севшее на мель судно Сейбл «проглатывает» целиком за два-три месяца, даже если это огромный пароход водоизмещением в 5000 т и длиной до 120 м. Спустя какое-то время остров может снова «выплюнуть» корабль на поверхность — в этом заключается парадокс этой местности.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Зловредный характер Сейбла вполне объясним. У его берегов встречаются теплые и холодные течения, а сам он постоянно скрыт за плотными туманами и способен менять окраску за счет песчаных пород берегов, подстраиваясь под цвет воды океана. Кроме того, он постоянно меняет местоположение: за последние 200 лет Сейбл переместился почти на 10 морских миль, ежегодно он сдвигается на 230 м. Эти свойства позволили ему «обмануть» сотни капитанов и матросов.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Самое трагическое кораблекрушение у берегов Сейбла произошло в 1898 году: в тумане французский пассажирский лайнер «Ла Бургонь» столкнулся с барком «Кромартишир» и вскоре затонул, унеся жизни 561 человека, включая капитана, который не пожелал покинуть судно. Из 200 женщин и 80 детей спаслась только одна Виктория Лакассе.

Австрийские матросы и примкнувшие к ним мужчины, охваченные паникой, стреляли в других пассажиров, с боем брали шлюпки, били людей веслами и резали пальцы тех, кто пытался выбраться из воды. Позже австрийцы были казнены, а крушение названо Варфоломеевским утром.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

3. Мель Гудвина, Великобритания

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

В проливе Ла-Манш недалеко от британского города Дувр есть печально известная мель Гудвина, которая погубила более 2000 кораблей. По одной из версий, отмель образовалась вследствие размывания острова Ломэа. Под воздействием приливов пески меняют свои очертания и местоположение, поэтому встреча с мелью всегда неожиданна для моряков. Зачастую в песчаную ловушку попадали парусные корабли, которые заносило сюда в шторм и туман, прибой постепенно вымывал из-под них песок, разламывая пополам.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Если судно опрокидывало и заливало водой, люди зачастую погибали сразу. Подсчитано, что в районе мелей Гудвина пропало без вести 50 000 человек. Некоторые местные жители веками кормились за счет кораблекрушений: они занимались спасением севших на мель судов за вознаграждение или попросту занимались грабежом.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Английский флот лишился здесь лучших своих кораблей. Один из них — 70-пушечный линейный корабль Stirling Castle, разбившийся в 1703 году, — в 1979 году местные дайверы обнаружили на глубине 12 м. Поднятые артефакты хранятся в морском музее Рамсгита. Сам корабль с тех пор то заносило песком, то снова выбрасывало на поверхность, его останки охраняются Британией, а место крушение является национальным памятником.

4. Балтийское море, Россия

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

В Балтийском море, по подсчетам археологов, с 1128 по 1947 годы затонуло 26 703 корабля. Более 10 000 из них находятся у российских берегов, из них около 2500 покоятся в Финском заливе. Исследователи относят четверть погибших в Балтике кораблей к русскому флоту, 19% — немецкому, 17% — английскому, 8% — голландскому, 7% — финскому. Больше всего обломков зафиксировано в Выборгском заливе: в основном это суда, погибшие во время крупного сражения между флотами России и Швеции в июле 1790 года.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Корабли в Балтике тонули по разным причинам, и не только в ходе военных действий, но и из-за штормов, столкновений и посадок на мель. Российские ученые исследовали морское дно и составили атлас затонувших кораблей Балтики, но поднимать суда на поверхность не спешат, считая, что Балтийское море — само по себе лучший хранитель подводного наследия России. Благодаря низким температурам, отсутствию живности, кислорода и света даже деревянные обломки великолепно сохраняются в глубоком иле.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

К одной из самых интересных тайн Балтики можно отнести голландское судно «Фрау Мария», потерпевшее крушение в 1771 году у Аландских островов. Его грузом были произведения искусства, приобретенные Екатериной II для Эрмитажа и Царского Села. Корабль был обнаружен финским ныряльщиком в 1999 году на глубине в 41 м, но до сих пор остается на дне.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

В его трюме, по мнению археологов, находится коллекция саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, а также около 300 картин фламандских художников, в том числе произведения Рембрандта. Однако операция по подъему оценивается в € 80 млн, при этом заинтересованные стороны выражают сомнения, что груз, пролежавший на морском дне около 250 лет, все еще представляет собой историческую и культурную ценность.

5. Карибское море, Большие Антильские острова

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

С тех пор как европейцы узнали про далекие земли Америки и убедились в ее богатствах, началась эпоха золотой лихорадки. Всего с 1503 по 1650 год в Испанию из Нового Света было вывезено 181 133 кг золота и 16 886 815 кг серебра. Испанские галеоны, нагруженные южноамериканскими сокровищами, следовали через Карибское море и Атлантику в сторону Европы, однако далеко не все достигали родных берегов.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Неопытность мореходов, неразвитая система навигации и неточные карты, а также коварные вест-индские ураганы приводили к частым кораблекрушениям. Да и сами по себе корабли были громоздкими и неуклюжими, к тому же им нередко помогали затонуть пираты. По подсчетам специалистов, в период между 1500 и 1820 годами в море было потеряно 850 кораблей, 340 из них так и не были найдены и исследованы испанскими спасателями.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

По другим данным, только за период с 1619 по 1659 год затонули 673 судна. Многие до сих пор покоятся в районе Больших Антильских островов — считается, что на этом карибском «кладбище» захоронено не менее 400 парусников.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Одним из самых известных утерянных здесь кораблей можно назвать испанский галеон «Пречистая Дева», затонувший в 1641 году у берегов Гаити. Огромный корабль должен был переправить все колониальное серебро, добытое за год, однако в последнем рейсе ему помешали шторм и ошибка лоцмана. Поиски сокровищ начались незамедлительно, и уже в 1687 году сэр Уильям Фипс смог поднять со дна 30 тонн серебра. Однако мореход унес в могилу тайну местонахождения обломков, и в следующий раз о судне заговорили три века спустя.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

В 1977 году фрагменты судна удалось найти американскому кладоискателю Берту Уэбберу, поднявшему с морского дна 32 тонны серебра в слитках и монетах, золотые украшения и антикварную фарфоровую посуду на $14 млн. По оценкам специалистов, более половины груза «Пречистой Девы» до сих пор не обнаружено.

6. Австралия, Большой Барьерный риф

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

По данным Департамента охраны окружающей среды и культурного наследия Австралии, у побережья Квинсленда покоятся сотни исторических кораблей, ставших жертвами кораблекрушений.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Первые австралийские колонисты и исследователи часто терпели кораблекрушения, пытаясь использовать воды между рифом и материком Большой лагуны для проезда в порты Индии и Китая, а также как кратчайший путь из Тихого океана в Индийский.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Самое известное судно, затонувшее у Большого барьерного рифа, — 24-пушечный корабль королевского флота «Пандора». Он был послан для розыска взбунтовавшейся команды «Баунти», из которой удалось найти и арестовать 14 человек. В августе 1791 года «Пандора» села на внешнюю кромку рифа и наутро затонула вместе с 31 членом экипажа и четырьмя заключенными.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Останки корабля обнаружил в 1977 году режиссер-документалист и исследователь Бен Кропп. Раскопки продолжаются до сих пор, поднятые артефакты выставляются в музее Квинсленда.

6 живописных кладбищ затонувших кораблей

Кстати, в этом году Кропп обнаружил у Большого рифа бриг L’Inconstant, на котором Наполеон совершил побег с острова Эльба в 1815. Впоследствии судно досталось англичанам, было переименовано и в 1831 году затонуло.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.